Top.Mail.Ru
Кирилл Комиссаров
Tech Lead,  Avito

 Просто скажи. Открытость и честность вместо манипуляций

Представьте: начальник вам говорит: «Саша, выручай, кроме тебя никто не справится!» — и вот вы уже задерживаетесь после работы, хотя у вас свои дела. Знакомо? Это классическая манипуляция

Мы сталкиваемся с манипуляциями каждый день: в семье, на работе, в дружеском общении. Люди делают это осознанно или нет, но результат один — вами управляют, а вы даже не сразу это понимаете

Манипуляция — это скрытое влияние, когда человека подталкивают к нужному решению, вызывая у него эмоции, при этом не говоря о своих желаниях напрямую

Примеры (Тут будут примеры и описание, почему этот случай - манипуляция и что тут на самом деле происходит, какие эмоции вызывает)

«Если любишь, сделаешь это для меня!»
«Все уже согласились, мы тебя одного ждем»
«Только сегодня скидка 50%!»
"Как senior ты должен это понимать"
"Это же базовые вещи!"
"Я от тебя такого не ожидал"
"Только ты сможешь это сделать, мне больше не к кому обратиться"
Чувства и эмоции не обязательно могут быть негативными. Они могут быть очень приятными. "Мы же с вами образованный люди", "Саша, ты самый опытный в команде, ты с этим на 5 минут справишься" - это примеры положительных манипуляций, когда мы хвалим человека или говорим о том, что он уникальный

Основной принцип работы манипуляций - вызов сильных эмоций, которые подавляют критическое мышление. Человек испытывает чувство вины, страх, жалость, стыд и это побуждает его к действию

Почему люди манипулируют

Это быстро и эффективно — не нужно договариваться, можно просто надавить
Не все умеют говорить прямо — проще вызвать чувство вины, чем честно попросить
Многие не замечают манипуляций — а значит, метод срабатывает снова и снова
Почему манипуляции - это плохо
Манипуляции - это чрезвычайно эффективно, но это плохо в долгосрочной перспективе. Эмоция живет в теле человека около 48 часов. После этого она проходит и человек начинает ретроспективно обдумывать произошедшее и понимает, что его обманули. Это ухудшает отношения в долгосрочной перспективе и понимажает уровень доверия

Как это распознать

Вас торопят с решением («Сейчас или никогда!»)
Давят на эмоции (вину, страх, жалость, тщеславие)
После разговора остается неприятный осадок
Вас ставят перед фактом, не спрашивая мнения
Как с этим бороться

Возьмите паузу: «Мне нужно подумать»
Задавайте вопросы: «Почему это так срочно?», «Что будет, если я откажусь?»
Говорите о своих границах: «Я не могу помочь сейчас, но могу в другой раз»
Что делать, если манипулируете вы (Тут буду рассматривать ситуации, когда открытость лучше манипуляций)
Вы тимлид, после обеда ваш самый опытный разработчик просит вас созвониться на 10 минут. На звонке он сообщает, что получил (и принял!) оффер из другой компании и собирается отработать положенные по ТК 14 дней и покинуть вас. Сердце начинает биться чаще, в голове всплывают коммиты, которые вы собирались выполнить и лица заказчиков, когда они узнают, что обещанное вы сделаете на два месяца позже. В этот момент так и хочется сказать разработчику, как сильно он вас подвел, как вы на него расчитываете и как плохо в той компании, в которую он собирается уйти. Но скорее всего вы просто испортите отношение с ним.
Вместо этого лучше спокойно обсудить с ним, почему он решил уйти, можно ли что-то сделать, чтобы он остался, почему он считает, что в другой компании будет лучше и тд. Если человек действительно твердо решил уходить, то пожелать ему успехов и вместе подумать, как максимально эффективно передать все дела. Возможно, ему не понравится на новом месте и он решит вернуться, такие случаи тоже бывают.

Заключение
Открытость и диалог, конструктивная конфронтация, соблюдения договоренностей, ясность - это то, что поможет вам в долгосрочной перспективе выстраивать доверительные и плодотворные отношения с людьми
Тут рассуждения о том, как сложно иногда просто сказать то, чего ты на самом деле хочешь и каким был бы прекрасным мир, где люди честно и открыто говорят о своих желаниях